Чаще всего люди недовольны долгим ожиданием врача
Только 39,7% россиян в той или иной степени удовлетворены уровнем медпомощи в стране. А количество пациентов, которые смогли получить амбулаторную помощь в поликлиниках без проблем, составляет всего 2%. Таковы данные исследования «Оценка доступности и качества медицинских услуг по полису ОМС в РФ в 2023 году», итоги которого были представлены на XIV Всероссийском конгрессе пациентов.
Чтобы понять, насколько россияне довольны качеством и доступностью нашей бесплатной медицины, было опрошено 1700 человек из 81 региона. Выяснилось, что за последние три года топ проблем, с которыми люди сталкиваются, когда пытаются получить помощь по полису ОМС, остается неизменным.
Несмотря на электронную запись, пациенты по-прежнему чаще всего жалуются на то, что вынуждены ждать приема врача у его кабинета подолгу.
На втором месте либо отсутствие нужного специалиста в поликлинике, либо невозможность к нему записаться. На сей раз об этих проблемах рассказали 85% и 84% респондентов, а в прошлом - 90% и 85% соответственно.
Респонденты рассказывали о невозможности получить все необходимые услуги в одном месте; долгом (более двух недель) ожидании приема узкого специалиста после записи; о том, что дозвониться до поликлиники, чтобы записаться на обследование, прием или получить справочную информацию, очень сложно; что инструментальных исследований (рентгена, МРТ, КТ, УЗИ) приходится ждать месяцами; что врачи не дают внятных разъяснений по поводу состояния здоровья.
«В структуре содействий страховых представителей при оказании медицинской помощи треть случаев, а это более 9 млн. в год - составляет помощь пациентам, в том числе по записи к врачу», - отметил вице-президент Всероссийского союза страховщиков Дмитрий Кузнецов.
Если говорить об амбулаторной помощи, то с проблемами при ее получении, по данным исследования, не сталкивались лишь 2% опрошенных. В стационарах дела обстоят много лучше: за последние три года трудностей и получении помощи в них не ощутили почти 33% россиян.
А в стационарах федерального подчинения количество довольных выросло за год на 13%, а за два года — на 18%. Удовлетворены качеством оказанной медпомощи в региональных и муниципальных больницах в этом год 55% пациентов, что на 3% выше уровня прошлого года и на 13% - 2021 года.
Главной проблемой в стационарах пациенты называют приобретение назначенных врачом лекарств во время лечения за свой счет. Но все же сейчас об этом рассказали чуть меньше опрошенных, чем год назад (39,4% против 45% в 2022 году).
О необходимости независимого контроля за оказанием медпомощи в системе ОМС заявили более 72% участников опроса.
Сегодня функции по такому контролю возложены на страховые медицинские организации (СМО), о деятельности которых знает 82% пациентов (в прошлом году таких осведомленных было 77%). В случае нарушения прав на бесплатную медпомощь 30% респондентов обращаются в СМО, а 34% пытаются разрешить ситуацию через руководство медицинской организации.
В другие инстанции для защиты своих прав пациенты обращаются заметно реже (от 2,7% до 21,5%). И все же 14,1% опрошенных ошибочно предполагают, что в СМО можно обратиться для компенсации затрат пациента на платные медицинские услуги, 4,9% - для получения путевки на санаторно-курортное лечение, 2,7% - для постановки диагноза, 2,6% - для замены в рецепте одного льготного лекарства на другое.
"Несмотря на то что общая удовлетворенность пациентов медпомощью осталась на уровне прошлого года, кое-что изменилось в лучшую сторону. Например, в части работы «скорой помощи» - это видно из оценок пациентов и врачей. Цифровой полис, телемедицина делают помощь доступнее, но пока эти сервисы в большей степени - привилегия жителей столицы и крупных региональных центров", - говорит сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулёв.
Кстати, 30,6% пациентов рассказали, что пользуются электронными медицинскими картами, а 15,2% - электронными медицинскими полисами.
Судя по данным опроса, лучше стала работать и служба вызова врача на дом. О проблемах при вызове медика из поликлиники домой в этом году рассказали 48% пациентов, в прошлом году таких было 57%.
В последнее время все больше говорят о важности доверия между врачом и пациентом, но, как оказалось, лишь половина опрошенных (48,8%) в той или иной степени удовлетворены отношением со стороны врачей, медсестер, регистраторов и санитаров. Почти каждый пятый (18,4%) отметил, что недоволен тем, как к нему относятся в поликлиниках и больницах. Если говорить о стационарах, на некорректное поведение медработников в этом году пожаловались 32% респондентов (в прошлом году таких было 38%).
В целом доля удовлетворенных услугами по ОМС респондентов при сравнении показателей 2023 года с показателями «пандемийного» 2021-го увеличилась на 13,9% и составила около 40%.
Любопытно, что при таком уровне недовольства системой государственной медпомощи 4% участников исследования признались: они ни за что бы не обратились к медикам за платными медуслугами, 22% готовы воспользоваться ими только в экстренном порядке, и еще 20% - обратятся в случае полного отсутствия бесплатной альтернативы, тогда, когда нужные процедуры или обследования можно будет пройти только платно (в 2022 году так ответили 26,4%).
Кроме того, пациенты сообщили: их права в частных медклиниках тоже нарушаются. 36% граждан, обращавшихся за платными медицинскими услугами, сталкивались с подобными ситуациями.
У Всероссийского союза пациентов немного другая статистика обращений: За период с 1 января по 30 сентября 2023 года на телефонную «горячую линию» ВСП поступило 923 обращения граждан с жалобами на качество медицинской помощи, из которых лишь 40% были признаны обоснованными.
В сравнении с 2022 годом структура жалоб не изменилась. На первом месте стоят жалобы на нарушения при лекарственном обеспечении. Намного реже люди жалуются на необоснованный отказ в оказании медицинской помощи, необоснованное превышение установленных сроков ожидания медицинской помощи, нарушение прав на получение информации о состоянии здоровья и необоснованное требование (и/или взымание) денег за медуслуги.
Источник: Московский Комсомолец