Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулёв на Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов представил исследование «Медико-социальная экспертиза глазами пациентского сообщества». Полученные результаты подтвердили актуальность вопросов по совершенствованию услуг МСЭ, которые неоднократно поднимались в ходе работы комиссии.
Более 4 тысяч пациентов из 85 регионов России, посещавших бюро МСЭ в последние два года, оценили качество предоставляемых услуг и высказали пожелания по дальнейшему их улучшению. Исследование осуществлялось в рамках проекта «Общественное участие в совершенствовании системы МСЭ РФ: вовлечение, развитие, мониторинг», поддержанного Фондом президентских грантов в 2023 году. Предыдущий анализ было проведен три года назад, и за прошедший период многое изменилось. Например, появилась возможность пройти освидетельствование заочно, и такая форма процедуры МСЭ поддержана пациентским сообществом – 67,5% респондентов получили заключение без личного присутствия. Большинство из них (85%) довольны качеством оказания услуги и готовы выбрать такую форму в будущем, аргументируя это экономией времени и снижением эпидемиологических рисков.
При этом в 2023 году пациенты тратят меньше времени в бюро МСЭ, чем тремя годами ранее. Более двух часов на очном освидетельствовании провели 30% опрошенных (в 2020 году – 54%), менее часа – 32,8% (в 2020 году – 14%). Бытовые условия в бюро МСЭ стали лучше: повышение комфорта в 2023 году отметили 70,3% опрошенных (в 2020 году – 49%). Выше оценивается и этика специалистов бюро: положительные оценки персоналу дали 72,5% опрошенных (в 2020 году – 57,6%), негативный опыт общения с персоналом бюро МСЭ получили 13% посетителей (в 2020 году – 21%).
Поликлиника остается основной площадкой для сбора документов на МСЭ: абсолютное большинство респондентов проходили специалистов и диагностические процедуры именно здесь (83,8% – в 2023 году, 95,5% – в 2020 году). Однако удовлетворенность работой медучреждений по подготовке документов для МСЭ с 2020 года остается невысокой. По-прежнему 19% граждан недовольны работой поликлиник. Прежде всего, из-за растянутого по времени процесс сбора документов для МСЭ, что является причиной возникновения целого ряда сложностей: истечение сроков актуальности анализов, необходимость ускорять процесс платными услугами. Плата за анализы или консультации – вторая по распространенности проблема при сборе документов для МСЭ. Как и три года назад, на этом этапе 44% опрошенных пришлось оплачивать дополнительные услуги.
Таким образом, решение проблем первичного звена при оформлении медицинского направления на МСЭ, прохождении исследований и диагностики остается актуальной задачей. Помимо этого, необходимо найти способы смягчения ограничений заочной формы МСЭ, предоставив возможность пациентам уточнять важные детали, задавать вопросы и демонстрировать свои ограничения. Краеугольтным камнем по-прежнему является система информирования населения: требуется механизм получения уведомлений о приглашении на МСЭ, о результатах экспертизы, а также разъяснений по дальнейшим шагам, в том числе, возможностям обжалования полученных заключений, который не ограничивается устным сообщением врача по телефону.